Инфокомпас - Январь 2009 - № 01/09

 
        ИНФОКОМПАС
        издание
        для руководителей, специалистов
        финансовых, бухгалтерских служб

 
        

Ваш путеводитель в стремительном потоке правовых новаций.

        

        Ежемесячный бесплатный информационный бюллетень № 1(37)/ январь 09
        Электронное издание. Зарегистрировано в Росохранкультуре Эл.№ФС77-23637         от 10 марта 2006 года.
        Проект группы компаний «Актив»
        Internet:                http://www.aktiv-group.ru e-mail:        aktiv@aktiv-group.ru
        Адрес: 119017, Москва, Пыжевский пер. 5, офис 315.        Телефоны: 105-77-55, 951-47-46, 956-09-19         

        

                                                                 

        

 

ПравоПисание

        

(нормотворчество, влияющее на бизнес)

Уточнение налоговых, бухгалтерских, административных норм

        

Расширен перечень квалифицированных инвесторов, осуществляющих инвестиции в ценные бумаги.

        

В пункт 2 статьи 51.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» внесено изменение, согласно которому перечень квалифицированных инвесторов дополнен. К таковым теперь также будут относиться:

1) фонды, единственными учредителями которых являются субъекты РФ и которые созданы в целях приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, - только в отношении указанных инвестиционных паев;

        

2) государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».

        

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 266-ФЗ

Определен порядок определения налоговой базы при реализации автомобилей, купленных у физических лиц.

Статья 154 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 5.1, согласно которому при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 данного кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

Федеральный закон от 4 декабря 2008 г. № 251-ФЗ

Учредители ООО, готовьтесь к перерегистрации

Внесены изменения в часть первую ГК РФ и другие законодательные акты в отношении правового положения обществ с ограниченной ответственностью. Учредить ООО теперь можно при минимальном размере уставного капитала в 10 тыс. рублей. В число учредительных документов больше не входит учредительный договор. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением. Ограничена возможность выхода участников из общества, а именно, если это предусмотрено уставом общества (независимо от согласия других участников). Выходящему участнику выплачивается стоимость его доли в уставном капитале. Регламентирована процедура реализации преимущественного права общества на приобретение доли участника, продаваемой третьему лицу. Внесены изменения, защищающие общества от рейдерских захватов. Так, подписи и печати в протоколе общего собрания ООО и договоре купли-продажи доли должны заверяться у нотариуса, который будет отвечать за их достоверность. Ранее подлинность печатей и подписей никем не проверялась, что облегчало возможность их подделки и неправомерного завладения ООО. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 года. Уставы и учредительные договоры ООО, созданные до вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с ним до 1 января 2010 года.

Федеральный закон от 30.12.08 № 312-ФЗ

Аудиторов подвели под саморегулирование

Принятие нового закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области. Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита. Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики. Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ

Малый и средний бизнес освободили от составления проектов по отходам

        

Внесены изменения в закон «Об охране окружающей среды» Изменения направлены на совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды, недропользования и обращения с отходами. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду поделены на пять классов опасности: от чрезвычайно опасных - I класс до практически неопасных - V класс. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду будет устанавливать Правительство РФ. Субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого они будут представлять отчетность о фактически образованных и размещенных отходах в уведомительном порядке. Усилена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 30.12.08 № 309-ФЗ

Изменился наш Налоговый кодекс

Изменен ряд норм, связанных с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В отношении НДС новым абзацем дополнен подпункт 7 пункта 3 ст.149 НК РФ.

В отношении налога на прибыль подпунктом 39 дополнен пункт 1 ст.251 НК РФ. Пунктом 48.10 дополнена ст.270 НК РФ. В новой редакции изложен абзац 5 подпункта 9 пункта 2 ст.294 НК РФ. Частью 9 дополнена ст.330 НК РФ.

        

Федеральный закон от 25.12.2008г. № 282-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

В отношении государственной пошлины

Вносятся дополнения в части размера государственной пошлины за государственную регистрацию, а также в части дополнения случаев, при которых государственная пошлина не уплачивается.

Так, теперь размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них составит 100 рублей, а государственная регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения обойдется в 50 рублей.

Кроме того, за государственную регистрацию ограничений (обременении) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства государственная пошлина не уплачивается.

(п.1 ст.333.33 НК РФ дополнен подпунктами 20.3 и 20.4, а пункт 3 ст.333.35 НК РФ дополнен подпунктом 4.2).

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 263-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Доля налога на прибыль в федеральный бюджет снижена

С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24% до 20%. В связи с этим устанавливается, что 2% суммы налога будет поступать в федеральный бюджет, а 18% - в бюджеты субъектов РФ. Ранее в федеральный бюджет перечислялось 6,5%, а в бюджеты субъектов РФ - 17,5%.

Федеральный закон от 30.12.08 № 305-ФЗ

Противодействие коррупции: кто - кого?

        

Президентом Российской Федерации подписан закон «О противодействии коррупции».

Под коррупцией, законодатель в пункте 1 ст.1 Закона, теперь понимает:

        

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Под противодействием коррупции, законодатель в пункте 2 ст.1 Закона, понимает деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

        

Мерами по профилактике коррупции, согласно ст.6 Закона, являются:

        

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

        

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

        

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

        

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

При этом, мера профилактики, поименованная в пункте 4 ст.6 Закона, является логическим последствием обязанности представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, предусмотренной в пункте 1 ст.8 Закона.

Кроме того, Закон возлагает обязанность на государственного или муниципального служащего:

• уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (п.1 ст.9 Закона);

        

• в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (п.2 ст.11 Закона).

Под конфликтом интересов (п.1 ст.10 Закона) понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

        

Помимо того, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (п.2 ст.12 Закона).

Примечательно также и то, что Закон (ст.14), предусматривает меры ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, не раскрывая при этом понятия коррупционного правонарушения и не поименовывая при этом самих этих мер, отсылая по этому вопросу к законодательству Российской Федерации.

        

Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» 25 декабря 2008 года .

Корректировка трудовых отношений

Изменен порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности

        

Новым нормативно-правовым актом внесены изменения в порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 1 августа 2007 г. № 514.

        

Согласно внесенным изменениям:

- При направлении лиц, пострадавших в связи с тяжелым несчастным случаем на производстве, на санаторно-курортное лечение в период временной нетрудоспособности (до направления на МСЭ) листок нетрудоспособности выдается на весь период лечения и проезда;

- Листок нетрудоспособности выдается по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет – при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи с ребенком в стационарном учреждении на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока;

- В случае, когда диагноз многоплодной беременности установлен в родах, листок нетрудоспособности по беременности и родам дополнительно выдается на 54 календарных дня (в предыдущей редакции было указано 40 календарных дней);

        

- При оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (психиатрических, наркологических организация, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и др.) по согласованию с пациентами или их законными представителями вместо указания отдельных специальностей врача ( психиатр, нарколог, дерматолог, венеролог, фтизиатр и др.) могут быть указаны специальности врачей общего профиля ( терапевт, семейный врач, педиатр и др.), а также зубной врач, фельдшер. Это нововведение, видимо, направлено на сохранение врачебной тайны, поскольку позволяет сохранять конфиденциальной информацию о состоянии здоровья и характере медицинских заболеваний работников.

        

- В случае, если гражданин после выдачи или продления листка нетрудоспособности на прием не явился, а при очередном посещении признан нетрудоспособным, то в строках граф «С какого числа» и «По какое число включительно» таблицы «Освобождение от работы» проставляется период неявки гражданина на прием к врачу, и делается соответствующая отметка в строке «Отметки о нарушении режима».

        

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 593н от 27 октября 2008 г.

ПравоПрименение

(динамика проблем, в зеркале арбитражных споров)

Налоговые недоразумения

Такой непростой факторинг.

Факторинг операция совсем непростая. В этом лишний раз убедилось предприятие из Омска. Арбитражный суд отказал в праве вычета сумм НДС по операциям факторинга на основании следующих обстоятельств. Выполняемые работы и привлекаемые деньги носили краткосрочный характер. В банк передавались требования исключительно материнской компании. Предприятие не доказала, что привлечение денег таким способом имело для него наибольшую выгоду.

Постановление ЗСО

от 15-09-2008, дело №Ф04-5627/2008.

Ошибка в учете – бюджету прибавление!

Предприятию нефтяной отрасли отказали в вычете сумм НДС из-за ошибки при ведении бухгалтерского учета. Отсутствие акта приемки основных средств ОС-1 и неверный учет расходов по созданию географических карт для кадастрового учета. По мнению арбитражного суда, эти обстоятельства являются достаточными основаниями для доказательства факта: объект на учет не принят, без которого права на вычет сумм НДС реализовано быть не может.

Постановление ФАС ПО

от 02-10-2008, дело №А65-101/08.

Дефекты приводят к недоимкам.

Унифицированная форма ОС-1 подтверждает факт принятия на учет основного средства. Ошибки в составлении этого документа могут привести к неблагоприятным налоговым последствиям. Налоговые органы и некоторые арбитражные суды трактуют эти ошибки как отсутствие необходимого условия – принятия на учет - для вычета сумм НДС.

Постановление ФАС ПО

от 02-10-2008, дело №А65-101/08.

Сроки вычетам не помеха

Арбитражные суды подтвердили право налогоплательщика применять налоговые вычеты сумм НДС (отражать в налоговых декларациях) в поздние сроки после соблюдения необходимых условий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

        

Постановление ФАС УО

от 08-09-2008, дело №Ф09-6340/08-С2

Постановление ФАС ПО

От 02.09.2008, №А12-17700/07.

Без операций - налогоплательщик!

Реализация судебным приставом-исполнителем по решению суда имущества предприятия – дебиторской задолженности – обязывает предприятие исчислять и уплачивать сумму НДС с операции им не совершенной.

Постановление ФАС ЦО

от 15-08-2008, дело №А14-9603/2007.

Это интересно!

Занимательное решение приняли московские арбитражные судьи. После тщательного изучения нормативных документов судьи пришли к следующему выводу. Передача в безвозмездное пользование имущество представляет собой услуги. Поэтому предприятие получившее имущество на таком титуле не обязано включать в налогооблагаемую базу доход от такой операции.

Постановление ФАС МО

от 01-097-2008, дело№КА-А40/8012-08.

Мерчандайзинг в законе.

Услуги мерчандайзинга оказанные покупателем товара поставщику направлены на увеличение объема продаж, поэтому имеют экономический смысл. То обстоятельство, что право собственности на товар перешло к покупателю не имеет решающего значения при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

        

Постановление ФАС ПО

от 16-09-2008, дело №А49-395/08.

Про путевки.

Использование легкового автомобиля предприятие оформляло не унифицированными формами. Однако, предприятие разработало свои формы документов, соответствующие закону о бухгалтерском учете. Таким образом, затраты на использование автомобиля отвечают условиям предусмотренным в статье 252 НК РФ.

Постановление ФАС МО

от 23-09-2008, дело №КА-А40/8513-08-2.

Энергия без договора.

Заключение договора с энергоснабжающей организацией, по мнению судей, не является необходимым условием для отнесения затрат по электроэнергии в расходы.

        

Постановления ФАС МО

от 03-09-2008, дело №КА-А40/8214-08.

Недосмотрели!

Необходимым и достаточным условием для исчисления ЕСН с сумм премий является лишь упоминание в трудовом и коллективном договоре премий за большой вклад в достижение производственных показателей.

Определение ВАС РФ

от 03-10-2008, дело №12219/08.

Ненормативное регулирование

(в письмах и разъяснениях)

Общие вопросы учета и налогообложения

Где эта улица, где этот дом?

Размещение исполнительного органа юридического лица в целях государственной регистрации организации возможно по местожительству (адресу) руководителя или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Суды неоднократно признавали незаконными решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы.

Письмо Минфина РФ от 03.12.08 № 03-01-11/5-159

Приостановлена налоговая проверка, на что обратить внимание?

        

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, это установлено пунктом 9 статьи 89 НК РФ. В этот период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Проверяемой организации в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Тем не менее, налоговики могут вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Осмотр на территории или помещении проверяемого в период приостановления не допускается.

Письмо Минфина РФ от 28.10.08 № 03-02-07/1-433

НДС

«Секретный» код найден!

Разъяснен порядок отражения в налоговой декларации по НДС отдельных операций, облагаемых по налоговой ставке 0%. Раздел «Коды операций» к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. приказом Минфина России от 07.11.06 № 136н), не содержит отдельного кода для операций, перечисленных в статье 4 Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23.03.07 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг», и облагаемых НДС по налоговой ставке 0%. Такие операции надо отражать в соответствующих разделах налоговой декларации по коду 1010403 «Реализация товаров (не указанных в пункте 2 статьи 164 Кодекса) в Республику Беларусь, подлежащая налогообложению».

Письмо ФНС РФ от 15.12.08 № ШС-6-3/926

Найден новый источник НДС

Разъяснен вопрос применения НДС в отношении услуг по передаче имущества в безвозмездное пользование. Услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование подлежат обложению НДС и налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика.

Письмо Минфина РФ от 28.11.08 № 03-07-11/371

Возмещение ущерба тоже облагается НДС

Арендованному имуществу нанесен ущерб организацией – субарендатором. Сумма ущерба возмещается от субарендатора организации - арендатору. Денежные средства, полученные от субарендатора для возмещения затрат арендатора в случае нанесения прямого ущерба арендуемому имуществу, связаны с оплатой услуг по аренде, оказываемых арендатором субарендатору. Данные денежные средства следует включать у арендатора в налоговую базу по НДС.

Письмо Минфина РФ от 25.11.08 № 03-07-11/366

Ловля блох в трудовой книжке

Выдача работникам трудовых книжек или вкладышей в них для целей налогообложения НДС является реализацией товаров и подлежит налогообложению этим налогом в общеустановленном порядке. Если при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее организация-работодатель не взимает плату, то их стоимость является доходом работника в натуральной форме и подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

Письмо Минфина РФ от 27.11.08 № 03-07-11/367

Нужна ли отельная «платежка» для НДС при погашении займа товарами?

        

При безденежных расчетах по товарам, купленным с 1 января 2007 года, НДС уплачивается по платежному поручению на перечисление денежных средств. Если заемщик погашает долг, оплачивая товар за займодавца, и в платежном поручении есть ссылка на договор купли-продажи между займодавцем и поставщиком, отдельного платежного поручения на уплату займодавцем-покупателем НДС не требуется, поскольку расчеты осуществляются в денежной форме. Данные расчеты применяются и по товарам, купленным с 1 января 2008 года. Платежное поручение также не требуется, если заемщик отгружает займодавцу товар в счет погашения долга. В этом случае заемные средства являются предоплатой за предстоящую поставку. Налоговая база определяется исходя из суммы, полученной заемщиком с учетом НДС

        

Письмо ФНС РФ от 28.11.08 № ШС-6-3/868

Налог на прибыль

Нематериальные активы филиалов – не в счет!

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 НК РФ (расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение организации) учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (нематериальных активов, капитальных вложений) при определении указанного показателя не учитывается.

Письмо Минфина РФ от 04.12.08 № 03-03-06/1/672

Амортизация для «неучтенки»

В ходе инвентаризации организацией выявлены неучтенные объекты основных средств. В каком порядке следует учитывать выявленные объекты основных средств для целей исчисления налога на прибыль? Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных при проведении инвентаризации, а также возможность амортизации таких основных средств в 2008 году НК РФ не установлены.

        

Однако, согласно поправкам в НК РФ, внесенным Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ, в новом году ситуация изменится. С 1 января 2009 г. первоначальная стоимость основного средства будет определяться как сумма расходов на его приобретение, а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса. Так, начиная с 1 января 2009 года, для целей налогового учета налогоплательщик вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, выявленным в ходе инвентаризации.

Письмо Минфина РФ от 02.12.08 № 03-03-06/1/657

Новые правила для лизингового имущества

        

Начиная с 1 января 2009 г. налогоплательщики, которые согласно договору лизинга начисляют амортизацию по объектам лизинга, вправе применять к таким объектам нелинейный метод амортизации с одновременным применением повышающего коэффициента 3. Это положение не распространяется на основные средства, относящиеся к первой - третьей амортизационным группам. Указанные положения не относятся к объектам, переданным в лизинг по договорам лизинга, заключенным до 1 января 2002 г.

Письмо Минфина РФ от 04.12.08 № 03-03-06/1/671

Расходы по процентам учитывайте по-новому

        

Разъяснены правила применения нового законодательства в отношении учета процентов по кредитам и займам в целях исчисления налога на прибыль. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% - по долговым обязательства в иностранной валюте. Указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.

        

Письмо Минфина РФ от 05.12.08 № 03-03-06/1/675

Что признается процентом?

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида – в том числе и доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. Если размеры платежей в виде комиссионных вознаграждений за открытие и проведение платежей по аккредитиву, выраженные в процентном отношении, установлены заранее, то такие расходы признаются процентами для целей налогообложения прибыли. Они учитываются в соответствии с положениями статьи 269 НК РФ. Указанные расходы в виде комиссионных платежей за открытие и обслуживание аккредитива учитываются в составе внереализационных расходов и не включаются в первоначальную стоимость объекта строительства.

Письмо Минфина РФ от 05.12.08 № 03-03-06/1/673

Проблемы с электронной «первичкой»

При приобретении электронного авиабилета для поездок в служебные командировки на территории РФ и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, являются:

• маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете;

• кассовый чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.

        

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.08.08 № 22-12/081206

Уроки для налогоплательщиков

Расходы, связанные с обучением, учитываются в целях налогообложения прибыли и в случае если колдоговором (соглашением, трудовым договором) предусмотрено обучение сотрудников организации иностранному языку в рамках программы подготовки (переподготовки) и это обучение способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемых (переподготавливаемых) специалистов для работы в данной организации. В случае если иностранный язык (да и вообще знания и опыт), полученные сотрудником в связи с повышением квалификации, не применяются в рамках деятельности организации, направленной на получение доходов, то расходы на повышение квалификации сотрудника (в том числе обучение иностранным языкам) организация не вправе учитывать для целей налогообложения прибыли.

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.08.08 № 21-11/077579

Модернизация для «малоценки» - как учесть?

        

Расходы на модернизацию основных средств, первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., стоимость которых списана для целей налогообложения единовременно в составе материальных расходов, также подлежат включению в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода. Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Письмо Минфина РФ от 26.11.08 № 03-03-06/1/651

Страховка страховке рознь

Страхование коммерческих (торговых) кредитов не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Расходы в виде страховых взносов по договорам страхования коммерческих (торговых) кредитов не могут быть учтены в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли организаций.

Письмо Минфина РФ от 19.11.08 № 03-03-06/1/639

Как учесть расходы на личное страхование

        

К расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов. При этом взносы по таким договорам, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда. Дополнительные расходы по договору также могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций - в случае, если дополнительное соглашение к договору предусматривает включение в основной договор страхования новых работников.

Письмо Минфина РФ от 04.12.08 № 03-03-06/1/666

Командировка – не повод снижать зарплату!

        

Если доплаты до оклада сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены в локальном нормативном акте, то расходы по начислению подобных выплат могут учитываться в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыль организаций.

        

Письмо Минфина РФ от 18.11.08 № 03-03-06/1/638

Трудовые отношения

Отгул в законе

Разъяснен порядок предоставления отгула работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, но отработавшему неполный рабочий день. Работнику, оттрудившемуся в выходной или нерабочий праздничный день может быть предоставлен другой день отдыха. Отгул предоставляется полностью и не зависит от количества отработанных в выходной день часов.

Письмо Роструда от 31.10.08 № 5917-ТЗ

ЕСН

Облагается ли ЕСН вознаграждение руководителю ГУП?

По условиям трудового договора размер вознаграждения руководителя ГУП определяется по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такие расходы могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (т. е. в периоде начисления такого вознаграждения). С учетом этого, выплаты вознаграждений руководителю, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, по мнению Минфина РФ, подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина РФ от 21.11.08 № 03-03-06/4/85

Специальные налоговые режимы

О новом коэффициенте-дефляторе

Минфин РФ напомнил о том, что коэффициент-дефлятор К1 на 2009 год установлен в размере 1,148.

Письмо Минфина РФ от 19.11.08 № 03-11-03/25

При УСН учитывайте убытки по-новому!

1 января 2009 года вступает в силу новый порядок переноса убытков. При исчислении базы «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» вправе не соблюдать 30%-ный лимит по сумме списания убытков прошлых лет. Напомним, что такие поправки в НК РФ внесены законом от 22.07.08 № 155-ФЗ.

        

Письмо Минфина РФ от 17.11.08 № 03-11-04/2/170

Как учесть долги покупателя при переходе с УСН на общий режим?

        

Сумма дебиторской задолженности, образовавшейся на момент перехода на общий режим налогообложения, за основное средство, проданное в период применения упрощенной системы налогообложения, учитывается в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов в месяце перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если после перехода применяется метод начислений. В случае если у такой организации до перехода на общий режим объектом налогообложения при применении УСН являлись доходы, то расходы, связанные с реализацией данного основного средства, не учитываются при налогообложении.

Письмо Минфина РФ от 18.11.08 № 03-11-04/2/172

Бланки и формы

Уточнены формы кадастровых документов

Утверждена форма межевого плана - одного из основных документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка. Установлены требования к подготовке межевого плана и примерная форма извещения о проведении собрания заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ земельных участков.

        

Приказ Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412

Не для всех

(Спецсообщения)

Кредитным организациям

Отчетность в более совершенных формах

Внесены изменения в следующие формы отчетности с 01.01.2009:

        

 форма 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)»;

        

 форма 0409807 «Отчет о прибылях и убытках»;

 форма 0409501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах»;

        

 форма 0409212 «Информация о проверках соблюдения организациями правил работы с наличными деньгами»;

 форма 0409110 «Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации»;

 форма 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады».

Утверждены новые формы:

 0409813 "Сведения об обязательных нормативах (публикуемая форма)";

        

 0409814 "Отчет о движении денежных средств (публикуемая форма)".

        

Указание ЦБР от 06.11.2008 № 2121-У

Уточнение расчета собственных средств

В связи с изменением с 01.01.2009 Плана счетов (исключаются балансовые счета № 70501 и № 70502, вводятся счета, на которых отражаются суммы налога на прибыль и выплаты из прибыли после налогообложения за текущий год (счета N 70611 и N 70612) и за прошлый год (счета N 70711 и N 70712)) скорректирована методика определения собственных средств (капитала) кредитных организаций.

        

Уточняется, как определить: прибыль текущего года и прошлых лет, включаемую в расчет основного капитала (дополнительного капитала); убытки текущего года и прошлых лет, уменьшающие основной капитал.

Указание ЦБР от 26 .11.2008 № 2133-У

 

#